Мне показалось любопытным краткое, но содержательное интервью с Линусом Торвальдсом, пару дней назад взятое у него немецким онлайн-издательством Zeit, привожу его краткий компилятивный перевод по самым важным тезисам.
Мр. Линус, недавно вы высказали свои опасения в связи с усложнением кодовой базы Linux, что вы имели в виду?
Судите сами, на момент когда была создана первая версия Linux — она состояла всего лишь из 10 000 строк кода, на данный момент размер только ядра перевалил уже за 15 миллионов строк. Эта проблема быстрого роста волнует меня уже достаточно давно.
Из-за этого роста сложности, есть также определенная проблема нехватки специалистов соответствующего уровня. Конечно, ситуация, когда в какой-то подсистеме ОС способны разобраться буквально несколько человек — недопустима. Иногда для того чтобы понять, из-за чего появляется какая-то ошибка — мы тратим несколько дней чтобы найти нужного специалиста.
Кроме того нет того личного контакта, который был раньше. Я не знаю лично тех тысяч разработчиков, что работают над этой ОС, на данный момент лично я контактирую не больше чем с 50 ведущими разработчиками разных подсистем. При этом, признаюсь, по-настоящему я доверяю лишь нескольким из них.
Именно такая система многоуровневой работы сложилась стихийно, мы шли к ней в течение всех этих лет, это можно назвать «сетью из людей, построенной на доверии».
Почему Linux до сих пор не получил такое же распространение в качестве десктоп-системы как и Windows?
Это следствие перегруженности сообщества лишней работой. Дело в том, что есть три модели развития платформ. Во-первых, это стратегия от Apple, которая поддерживает только своё оборудование; во-вторых, это модель от Microsoft, где производители знают, что если они хотят продать своё оборудование — они обязаны работать в связке с Microsoft, для чего чаще всего самостоятельно разрабатывают драйверы и предоставляют их Microsoft.
И, наконец, третья модель разработки — это путь Linux, который наиболее тяжел и сложен — сообщество всё делает само, пытаясь поддерживать всё существующее оборудование своими собственными силами. При таком раскладе, неудивительно такое отставание по времени для поддержки некоторых устройств от вышеупомянутых десктоп-брендов.
Почему же производители компьютеров до сих пор не продают компьютеры с предустановленным Linux?
Большинство людей совершенно не интересуется компьютерами и их устройством, поэтому они не хотят учиться чему-то новому, они просто хотят получить цельную, завершенную и работающую систему. В этом плане разработчикам Linux ещё есть над чем поработать.
Что вы сами используете из дистрибутивов?
Я использую для личных и рабочих целей дистрибутив Fedora 14, а следующим моим дистрибутивом скорее всего опять станет OpenSUSE. Раньше, в течение десяти лет я использовал OpenSUSE, поэтому этому дистрибутиву я уже по-настоящему доверяю. Мне не нравится текущая версия Fedora — Fedora 15, которая является «сплошным недоразумением».
Правда, перед возвратом на OpenSUSE, я обязательно попробую Debian, которым ещё никогда в жизни не пользовался.
Как вы считаете, есть ли люди, которые способны заменить вас в проекте разработки Linux?
Здесь все зависит в большей степени от доверия. Для такой работы нужно просто огромное количество технических знаний, и я думаю, что пару подходящих людей есть.
И я сам думаю, что моя сильная сторона не в том, что я технически превосхожу всех, а скорее в том, что я эффективный лидер и менеджер. По-крайней мере я хотел бы в это верить. Я всегда старался доверять своим разработчикам.
Видели ли вы поздравления Linux Foundation с её 20-летием от Microsoft?
Я не уверен, что это от Microsoft, это странно… это смешно. Я думаю, что это поздравления скорее не от официальной Microsoft, а от некоторых отдельных работников из Microsoft.